Учим детей обращаться с деньгами | 5 эффективных советов

В семье у нас было пятеро детей, поэтому деньги на карманные расходы для меня значили очень много. Мама сама покупала все, что нам было нужно, и только небольшое денежное пособие позволяло купить то, чего хотела именно я.

Выполняя домашнюю работу, чтобы заработать свое «пособие», я только иногда получала небольшие наставления, как ответственно нужно распоряжаться деньгами. Поэтому  большая часть моих сбережений ушла в близлежащие магазины, где я без малейшего сомнения транжирила деньги на компакт-диски или одежки. И только с годами мой финансовый опыт научил ответственно относиться к деньгам.

Обучение детей обращению с деньгами

Так как в нашей семье денежная тема была под жестким табу, в детстве я не имела и малейшего понятия, сколько зарабатывает отец или сколько стоят те или иные вещи. Сегодняшнее общество намного прозрачнее, и лучше открыто говорить с детьми о деньгах и о том, как их можно зарабатывать. Хотя в моей душе нет ни капли обиды из-за отсутствия финансового образования в детстве, мне хочется дать собственным детям более существенное понимание, что такое финансы, сбережения и расходование средств.

Сейчас моим малышам семь и четыре, и вот уже несколько месяцев, как мы ввели в семье практику небольшого вознаграждения за выполнение домашней работы. Хотя местами было трудновато, но мы с мужем все-таки освоили этот инструмент. Вот несколько практических советов для тех, кто не знает, как максимально эффективно использовать денежное вознаграждение, чтобы научить детей обращаться с финансами.

1. Не предлагайте “Бесплатных обедов”

Исследуя отношение к вознаграждению детского труда, я обнаружила, что все люди делятся на две категории. Одни «платят» своим детям за домашнюю работу, другие просто требуют, чтобы дети выполняли всю необходимую работу только потому, что они являются частью семьи.

Соглашаясь с тем, что дети должны впрягаться в общую упряжку, поскольку они часть семьи, я ищу некую золотую середину. Ведь оплата домашних дел – это эффективный инструмент, позволяющий научить основам этики труда. Но для этого нужно, чтобы детям выделяли средства только тогда, когда деньги действительно заработаны.

  • Определение понятия «заработка».  Поговорите с детьми, в чем отличие между ежедневной рутиной, которую им необходимо выполнять обязательно, и дополнительным трудом, благодаря которому можно зарабатывать.

Можно нарисовать простую схему, чтобы легче было объяснить разницу. Например, убирать постель, готовить уроки и следить за чистотой в комнате относится к «обязанностям». А в «заработки» можно включить мытье посуды, раскладывание одежды после стирки или подстригание газона.

  • Ожидаемый результат. Работа, за которую можно получить вознаграждение, должна выполняться качественно. Объясните детям, что если их просят загрузить посудомоечную машину, а они сделают это лишь бы как (неровно поставят тарелки и даже не очистят их от остатков еды), то вы вправе потребовать переделать работу или удержать вознаграждение.

 как научить детей обращаться с деньгами

В мире взрослых денежные потоки напрямую связаны с выполнением работы и ее качеством, значит, чем раньше вы научите детей ответственному отношению к труду, тем легче им будет адаптироваться к взрослой жизни.

2. Предложите помощь в управлении расходами

Ребенком я не получала помощи в расходовании средств. У меня была полная свобода потратить их на все, чего бы я ни захотела, поэтому, даже повзрослев, я долго оставалась заядлой транжирой. Проанализировав полученный опыт, я поняла, что бережному отношению к деньгам лучше учить с детства.

  • Разделение средств на категории. Купите ребенку не простую свинью-копилку, а мини-банк с несколькими секциями, или сделайте перегородки вручную. И пусть у каждой секции будет свое назначение: «тратить», «копить» и «жертвовать». Объясните детям, в чем разница между каждой группой, и почему в жизни важно и немного откладывать, и направлять средства на благотворительность.
  • Разговоры о разнице расходов. Поговорите о разнице между инвестированием во что-то, что прослужит долго (например, кожаный футбольный мяч), и покупкой чего-то для кратковременного удовольствия (например, сладостей). Дети должны понять, что деньги и покупки имеют собственную ценность, поэтому долгосрочные перспективы покупок и сбережений более важны, чем моментальный результат.

3. Создайте простой бюджет

Недавно моя дочурка загорелась идеей купить красивого медвежонка из магазина плюшевых игрушек, но цена была слишком высокой, чтобы сразу позволить себе эту покупку. Поэтому я предоставила ей возможность заработать необходимые средства, выполняя дополнительную домашнюю работу.

Для большего вдохновения мы зашли на интернет-страницу магазина и сделали распечатку мишки с ценой. Просто поразительно, как сильно моя малышка стремилась сделать все возможное, чтобы заработать на игрушку. В результате понадобилось три месяца бережного бюджетирования, чтобы собрать необходимую сумму.

В дополнение к тому, что дочка испытала большое удовольствие, сумев заработать на свою мечту, она более отчетливо осознала ее стоимость. И я заметила, что к этой игрушке она относится намного бережнее и внимательнее, чем ко всем остальным.

  • Доступные цели. Учитывайте, что все дети по природе недальновидны. Маленькому сознанию трудно понять концепцию отдаленного будущего, когда их больше беспокоит, что будет завтра на обед. Помогите им установить доступные цели, которые реально воплотить в сравнительно короткий промежуток времени.
  • Не усложняйте. Финансовые цели должны стимулировать детей для достижения специфической награды –например, дорогой игрушки или поездки в парк аттракционов. Если у детей будет к чему стремиться, они станут намного внимательнее относиться к домашней работе, а также несколько раз подумают, прежде чем потратиться на что-нибудь дешевое.

Небольшая таблица, в которой отображаются поступления и расходы, должна не запутывать, а только показывать изменения бюджета. Этого будет достаточно, чтобы обучить ваших детей основам финансового планирования. И полученные навыки окажутся очень полезными во взрослой жизни, когда будет необходимо распоряжаться собственными финансами.

4. Учим искусству договариваться

Противники оплаты домашних дел часто ссылаются на то, что повзрослевшие дети существенно увеличат запросы за выполнение той же работы. С этим нельзя не согласиться, но разве это так плохо? Например, денежные запросы 10-летнего ребенка вполне согласовываются с получением $5 за стрижку газона. Но когда ему будет 16 лет и он начнет думать о покупке подержанного автомобиля, эта сумма уже не будет достаточной мотивацией. Поэтому лучше предоставить возможность согласования уровня оплаты путем переговоров.

  • Поощряйте переговоры. Нужно предоставить ребенку шанс обсудить уровень его нынешнего вознаграждения. За столом переговоров он научится находить действительные и существенные доводы и отстаивать свои потребности.

Например, можете предложить своему сыну или дочери провести исследование, сколько платят за стрижку газонов соседи в округе, а также какой уровень минимальной оплаты труда подрабатывающих студентов. Если выполнение домашней работы занимает у них достаточно много времени, они вправе требовать увеличения оплаты своего труда. В ходе переговоров они получат еще один важный урок, учась не только планировать и распределять семейные финансы, но и договариваться.

  • Находите компромиссы. Если ваш ребенок требует повышения оплаты за подстрижку газона, не ограничивайтесь только этим заданием. Предложите дополнительные  $10 в неделю, если он будет присматривать и за садом. Это вдвойне выигрышное решение – каждый получает то, что нужно, и ребенок при этом учится навыкам, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

5. Оказывайте психологическую поддержку

Похвала – замечательное средство, помогающее обучить тонкостям финансовых вопросов. Правильное отношение к домашнему труду и расходованию средств заслуживает ободрения. И во многих случаях ваша похвала гораздо важнее, чем отложенные деньги и дорогостоящая покупка.

  • Предлагайте, не принуждая. Вносите мягкие, позитивные предложения относительно сбережений и расходования средств. Никогда не забывайте, что дети заработали не только деньги, но и право свободно ими распоряжаться.

Ваши советы должны быть максимально прозрачными. Например, можно сказать: «Итак, вот твой заработок. Насколько ты приблизился к цели в этот раз?» Такое простое напоминание укрепит ребенка в необходимости бережно относиться к сбережениям без всяких принуждений.

  • Дополнительная благодарность. Всегда можно сказать «Ты настоящий друг! Я так устала на работе, а теперь могу отдохнуть. Благодаря твоему усердию мне не нужно наматывать километры по квартире с пылесосом. Я действительно это ценю!» Искренняя и теплая  похвала станет дополнительным стимулом для ребенка, укрепив его уверенность в правильности своих действий.

Иногда (но не всегда) можно сделать денежное пожертвование в копилку, если ребенок очень старается. Такая премия также очень действенно утверждает бережное расходование.

Автор Jacqueline Curtis

 
комментария 3
  1. Виктория
    Март 26, 2017 в 6:18 дп – Ответить

    Это как-то по-западному — платить ребенку за домашнюю работу. Мое мнение такое, что ничего хорошего из этого не выростет.

  2. Екатерина
    Март 27, 2017 в 2:06 пп – Ответить

    Мне тоже не нравится идея оплаты за то, что ребенок что-то делает по дому. В статье речь идет об оплате дополнительной работы, но если это что-то несложное, то ребенок может сделать это и бесплатно, а если сложное, то и нагружать его не стоит, лучше предложить сделать вместе.

  3. Игорь
    Апрель 6, 2017 в 1:27 дп – Ответить

    На мой взгляд, детей лучше поощрять не деньгами, а какими-либо интересными им игрушками, сладостями, одеждой и различным оборудованием и спортивными снарядами, которые им необходимы.

Добавить комментарий